СВЕТСКАЯ БИБЛИЯ
В
XVI в. при первом русском царе Иоанне Грозном, основательно перетряхнувшем
жизнь в России, впервые были изданы специализированные светские
наставления для населения страны под названием «Домострой».
Эпоха другого реформатора общественных устоев – первого всероссийского
императора Петра Великого – ознаменовалась выходом в 1717 г. пособия
по светскому поведению – книги «Юности честное зерцало»,
своего рода СВЕТСКОЙ БИБЛИИ. Сейчас, по прошествии трехсот лет после
ее выхода, когда страна опять переживает глубокие реформы первых
президентов России, настало время появиться новому, современному
СВОДУ рекомендуемых норм и правил поведения человека и гражданина,
чтобы и нынешнее поколение россиян получило представление, «каким
(должно) быть, – как говорил Иммануил Кант, – чтобы быть человеком»
в наши дни.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение – О светскости
Глава I. Общие представления о поведении человека
§ 1. О манерах и культуре поведения
§ 2. Исторический экскурс о воспитании
Духовность светская как высшая стадия духовности религиозной
Учебно-воспитательные истоки и источники
Педагогика воспитания
§ 3. О природе психики и сознания – основах поведения
Психика и ее параметры
Критерии сознания
§ 4. Образ и статус жизни человека как результат его воспитания и
образования
Нравственно-статусная иерархия общества
Светская элита и псевдоэлита
§ 5. Социально-правовое регулирование поведения людей
Глава II. Культурная матрица поведения светского человека
§ 1. Просвещенность как признак цивилизованности
§ 2. Этические знания
§ 3. Трудолюбие в контексте социокультуры
§ 4. Гражданственность – сплав патриотизма и ноократии
§ 5. Общечеловеческие ценностные ориентиры
§ 6. Современные эстетические тенденции
§ 7. Экологические аспекты культуры
§ 8. Гармония физического развития
§ 9. Антикультура и невежество – основные признаки
нелюдей
Глава III. Современный этикет и светское поведение
§ 1. В семье, в доме, в гостях, за столом
§ 2. В обществе и общественных местах
§ 3. В школе и других учебных заведениях
§ 4. На производстве, в государственных и иных учреждениях
§ 5. Об особенностях статусного поведения индивида в качестве
• человека
• гражданина
• предпринимателя
• журналиста
• государственного
служащего (штатского, военного)
• выборного представителя
• чиновника высокого ранга
• руководителя государства
• руководителя мировым сообществом
Глава IV. Каким быть, чтобы стать и оставаться ЧЕЛОВЕКОМ
§ 1. Воспитание поведения – главная задача семьи, общества, государства
• Механизмы общественного воспитания
• Иерархия уровней воспитанности
§ 2. Каким нельзя быть, чтобы оставаться человеком -
что уродует обличье индивида
§ 3. Об уровнях цивилизованности общества, государства,
поколений человечества
§ 4. Этика рождения и смерти человека § 5. Эталонная социокультурная матрица поведения: региональная,
национальная и глобальная Послесловие
Приложения:
1. Всеобщая декларация прав человека
2. Всеобщая декларация обязанностей человека
3. Иммануил Кант ”Лекция о педагогике”
4. Глоссарий
|